Установлена обязанность совета ди⁠ректоров публичного акционерного общества формировать комитет по аудиту

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» введена обязанность совета директоров (наблюдательного совета) публичного акционерного общества (далее – ПАО) формировать комитет по аудиту (ранее – такая норма отсутствовала).

      Исходя из пункта 3 статьи 64 и подпункта 9 пункта 1 статьи 65 ФЗ Об АО (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ) компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом общества. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО. Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

     Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности такого комитета является взаимодействие с внешним аудитором общества и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета по аудиту призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности общества, углубленное рассмотрение проблем и рисков деятельности общества, выявляемых внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором.

    Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ Об АО) в отношении внешнего аудитора комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы: оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов, оценка качества проведения внешним аудитором аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Исходя из ФЗ Об АО и ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

– независимость внешнего аудитора ПАО – отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости внешнего аудитора от общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.;

– конфликт интересов – ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО. Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.;

– качественный аудит – в общем случае результативный аудит, выполняемый эффективно, своевременно и за разумную плату. Качественный аудит обеспечивает аудиторская группа, которая: придерживается надлежащих ценностей, этических норм и подходов; достаточно квалифицирована, опытна и располагает достаточным временем для проведения аудита; применяет строгие процедуры аудита и контроля его качества, соответствующие требованиям законодательства, нормативных правовых актов и применимых стандартов; предоставляет своевременные и полезные отчеты; надлежащим образом взаимодействует с заинтересованными сторонами.

    В соответствии с Кодексом корпоративного управления, одобренным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г., к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

– оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

– надзор за проведением внешнего аудита;

– обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором общества;

– разработка и контроль исполнения политики общества, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором общества услуг аудиторского и неаудиторского характера обществу.

   Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров-членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

   В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в Кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений, представленных внешними аудиторами.

   Норма Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ о формировании комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ПАО вступает в силу с 1 июля 2020 г.

   В контексте Международных стандартов аудита, обязательных к применению на территории Российской Федерации, комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в обществе. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.